Обещал выложить более подробный пост о «Белом КАМАЗе» — автомобиле на природном газе. Исполняю, с благодарностью к представителям Коминвест-АКМТ в Набережных Челнах, организовавшим нам экскурсию.
КАМАЗ на газе, причем не на привычном нам пропан-бутане, а на природном газе, или метане. Большинство соотечественников не задумываются о разнице и привычно припоминают красные баллоны, в которых бултыхается сжиженный газ. Так вот, это совсем не то.
Разница между пропаном и метаном существенная. Пропан, как и бензин, результат переработки нефти и насколько я понимаю, представляет легко сжижаемые летучие фракции. Технологически, это почти тот же бензин, технология получения которого довольно сложна и не дешева. Довольно быстро перестает испаряться, поэтому со стабильностью этого топлива на морозе проблемы.
Метан — обычный попутный газ, который извлекается вместе с нефтью и на нефтяных месторождениях, и НПЗ часто просто сжигается, как отходы добычи. На специальных газовых месторождениях добывается, упрятывается в трубопроводы и потом горит в газовых плитах наших домов, или в топках бойлерных. Гораздо дешевле пропана, т.к. не является продуктом нефтеперегонки. Стабилен при низких температурах. С ним одна проблема — он трудно сжижается, поэтому его хранят под сильным давлением, сильно сжимая. Т.е. для него требуются сверхпрочные баллоны.
Проектам использования метана на транспорте в нашей стране уже полсотни лет, но внедряются они лениво — на фига париться, если надо создавать инфраструктуру, да и бензин практически халявный (до сих пор в Москве то ли одна, то ли две таких заправки).
С точки зрения топливной эффективности, экологичности и экономичности, метан — среднее между ДВС и электромобилем (выхлоп получается практически чистым). На КАМАЗе давно ведутся работы по созданию метанового дизельного двигателя. Использование метана не требует изменения конструкции блока цилиндров, а лишь изменения системы подачи топлива. И вот, мы имеем в наличии новый двигатель, пригодный к использованию совершенно иного топлива.
Всего скорее, как в Бразилии альтернативой бензиновым и дизельным двигателям являются двигатели на тростниковом спирте, в Европе — использование электроэнергии, получаемой «чистыми» способами, то в России завтрашний день альтернативной энергетики всего скорее будет связан с природным газом (по крайней мере еще на полсотни лет).
Upd: в Томске наблюдали приличный парк городских автобусов (ПАЗиков) на метане.