Вечером 19 июля, после общения с прессой, решили просто проехаться и посмотреть город. Инет сказал, что самое харизматичное место — памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Решили сфотографировать машину на его фоне (у нас уже складывается традиция — стараться делать фото машины на фоне визуальных доминант каждого города).
Блог
Уфа, 19.07, оклеили машину логотипами. Спасибо kazan-vinil.ru
19 июля, четвертый день путешествия.
Накануне ночью мы на свою беду въехали в незнакомый город. Уфа не приспособлена для того, чтобы незнакомый человек мог в этом городе что-то найти ночью. Божьей милостью, Орлов нашел в инете адрес и телефон хостела, гостиницы Аккорд. Вполне ничего и как раз нам по средствам.
На утро нам предстояла встреча с журналистами и чиновниками от дорожного строительства Башкортостана. Не могли мы приехать на экспедиционной машине без спонсорских наклеек. Приличный логотип экспедиции нам сделали лишь в Казани (спасибо ребятам из kazan-vinil.ru и Фердусу лично!) и до сих пор не было возможности вымыть, высушить и обклеить машину.
Солнечным уфимским утром перед встречей успели помыть и оклеить роскошный белый Q7 наклейками спонсоров и на передних дверях разместили логотип экспедиции.
Пока машину отмывают, мы заняты планированием маршрута
Слухи о смерти сельского хозяйства в России сильно преувеличены
Я уже писал о том, что Набережные Челны — это КАМАЗ, а КАМАЗ — это куча отдельных заводов. Среди них есть и Российско-Голландское СП, производящее кучу приличной сельхозтехники.
Это в продолжение темы о том, что мы по всей стране не наблюдали никакого развала сельского хозяйства и заброшенных полей (а еще перед поездкой я упоминал о кратном увеличении производства комбайнов Клаас в этом году в Краснодаре).
Завод охраняется страшными Набережночелнинскими овчарками и очень пугливыми на предмет фотосъемки охранниками. Так что все кадры — сильно издали, пользуясь нереальными возможностями увеличения фотоаппаратов Leica. Вообще замечено — цыгане и чиновники дико боятся фотоаппаратов, а последние очень опасаются и диктофонов. Читать далее
Белый КАМАЗ (на метане, природном газе)
Обещал выложить более подробный пост о «Белом КАМАЗе» — автомобиле на природном газе. Исполняю, с благодарностью к представителям Коминвест-АКМТ в Набережных Челнах, организовавшим нам экскурсию.
КАМАЗ на газе, причем не на привычном нам пропан-бутане, а на природном газе, или метане. Большинство соотечественников не задумываются о разнице и привычно припоминают красные баллоны, в которых бултыхается сжиженный газ. Так вот, это совсем не то.
Разница между пропаном и метаном существенная. Пропан, как и бензин, результат переработки нефти и насколько я понимаю, представляет легко сжижаемые летучие фракции. Технологически, это почти тот же бензин, технология получения которого довольно сложна и не дешева. Довольно быстро перестает испаряться, поэтому со стабильностью этого топлива на морозе проблемы.
Метан — обычный попутный газ, который извлекается вместе с нефтью и на нефтяных месторождениях, и НПЗ часто просто сжигается, как отходы добычи. На специальных газовых месторождениях добывается, упрятывается в трубопроводы и потом горит в газовых плитах наших домов, или в топках бойлерных. Гораздо дешевле пропана, т.к. не является продуктом нефтеперегонки. Стабилен при низких температурах. С ним одна проблема — он трудно сжижается, поэтому его хранят под сильным давлением, сильно сжимая. Т.е. для него требуются сверхпрочные баллоны.
Проектам использования метана на транспорте в нашей стране уже полсотни лет, но внедряются они лениво — на фига париться, если надо создавать инфраструктуру, да и бензин практически халявный (до сих пор в Москве то ли одна, то ли две таких заправки).
С точки зрения топливной эффективности, экологичности и экономичности, метан — среднее между ДВС и электромобилем (выхлоп получается практически чистым). На КАМАЗе давно ведутся работы по созданию метанового дизельного двигателя. Использование метана не требует изменения конструкции блока цилиндров, а лишь изменения системы подачи топлива. И вот, мы имеем в наличии новый двигатель, пригодный к использованию совершенно иного топлива.
Всего скорее, как в Бразилии альтернативой бензиновым и дизельным двигателям являются двигатели на тростниковом спирте, в Европе — использование электроэнергии, получаемой «чистыми» способами, то в России завтрашний день альтернативной энергетики всего скорее будет связан с природным газом (по крайней мере еще на полсотни лет).
Upd: в Томске наблюдали приличный парк городских автобусов (ПАЗиков) на метане.