Как мы проникли в музей трамваев в Нижнем Новгороде
В последний день нашего путешествия мы решили чуть подробнее осмотреть Нижний Новгород. К тому же, у нас сорвалась встреча и таким образом появилась пара часов свободного времени. Поскольку мы все еще находились под впечатлением от посещения Усть-Катавского вагоностроительного завода, мы много прочитали про трамваи. А тут как раз узнали, что существует музей трамваев в Нижнем Новгороде, где находится один из первых вагонов этого завода. Точнее, он называется музей электротранспорта, поскольку в нем есть и несколько троллейбусов.
Музей расположен на ул. Генерала Ивлиева, дом 1, прямо в Трамвайном депо №1. Работает музей довольно странно: с вторника по четверг с 08.00 до 16.30 и перерывом с 12 до 12-30. Естественно, когда мы приехали, никто нас уже не ждал. Но и на проходной депо нас не стали останавливать. Мы просто довольно по-хозяйски заехали на территорию через главные ворота, встали перед зданием и пошли фотографировать музей, который расположен прямо под открытым небом. Некоторое время нас просто не замечали.
Трамваи в музее электротранспорта в Нижнем Новгороде
Первые экспонаты, сохранившиеся музее трамваев в Нижнем Новгороде, импортные. Трамваи Эрликон были поставлены в Нижний Новгород в 1896 году фирмой «Фон Гартман и компания» (Бельгия).
Нижний Новгород — один из первых городов в России, где появился трамвай. До сих спор историки спорят, где был выпущен первый трамвай: в Киеве или в Нижнем? Более ста лет в Нижний поставлялись вагоны самых разных моделей и в результате получилась настоящая коллекция трамваев. Вот первая массовая модель, произведенная в Усть-Катаве в 1931 году.
Делали трамваи и в самом Нижнем Новгороде. Это трамвай марки КМ, построенный на заводе «Красное Сормово».
Внутри все выглядит по-спартански.
Ходили по Горькому и Ленинградские трамваи ЛМ-49. 1949 — год его создания. Поставлялись они в Горький с 1958 по 1961 года, а бегали до 1980.
Есть в Нижнем Новгороде и московские трамваи. Точнее из Мытищ — МТВ-82. Они использовались до 1976 года. А в 2011 году в честь 115-летия Нижегородского трамвая ходили до Скобы.
Снова Ленинградский трамвай ЛМ-57.
Есть тут и рижские трамваи завода RVR, который так же производил электрички для всей страны. Этот трамвай РВЗ-6М2 сравнительно поздний и был сделан 1980 году. Работал до 2004 года.
А это экспериментальный трамвай Рижского Вагоностроительного Завода РВЗ-7. Их было впущено всего 14 штук, но сейчас остался только один экземпляр. Трамвай был оснащен тиристорной системой управления и содержал уникальные детали. Восстановить его не удалось.
Тролейбусы в музее электротранспорта в Нижнем Новгороде
Кроме трамваев, в музее электротранспорта в Нижнем Новгороде есть и троллейбусы. Но их всего два. Троллейбус МТБ-82 Тушинского машиностроительного завода с кузовом, напоминающим автобус ЗиС. Ходил по Горькому с 1947 по 1976 года.
А эти троллейбусы я уже помню по Москве. Троллейбус ЗиУ-5 делали на заводе Урицкого в Энгельсе с 1961 по 1972. В эксплуатации в Горьком они были по 1981 год.
Список техники музея электротранспорта в Нижнем Новгороде
Трамваи:
- Эрликон. Бельгия. 1896 г.
- Серия Х. Усть-Катавский и Мытищинский з-ды. 1926-1941 г.г.
- Серия КМ. Завод «Красное Сормово»(Нижний Новгород). 1926-1939 г.г.
- Серия ЛМ (ЛМ-49 и ЛМ-57). Завод «Ленинградский Моторный». 1949 и 1957 г.г.
- Серия РВЗ (РВЗ-6 и РВЗ-7). Рижский вагоностроительный з-д. 1960-1987 г.г. РВЗ-7 – единственный в мире сохранившийся вагон.
- Серия МТВ (МТВ-82). Тушинский, Рижский з-ды. 1947-1961 г.г.
Троллейбусы:
- МТБ-82. Тушинский завод. 1946—1961 г.г.
- ЗиУ-5. Завод им. Урицкого в Энгельсе. 1961-1972 г.г.