Трасса 53 «Байкал», дорога к Байкалу

После красот Енисея и Красноярска, трасса 53 «Байкал» становится все более унылой и ведет нас сначала на восток, потом, после Тайшета, круто забирая вправо к югу, уводит подальше от недружелюбных территорий Братска к Иркутску и Байкалу.

Накануне, проехав Красноярск, мы так торопились к Байкалу, что опять пропустили момент, когда еще можно было встать на ночлег в гостинице, и нашли место лишь часам к трем ночи в странном мотеле (что-то типа «У Медведя»), где пришлось снять огромную комнату с камином (бездонным сортиром во дворе). До сих пор не понимаю, как получилось, что у нас не осталось ни единой фоты этого стойбища. Память подсказывает, что этот ночлег состоялся где-то возле поселка Тулун

Трасса «Байкал» по мере приближения к границе областей (Красноярской и Иркутской) становится все страньше и страньше. Такое впечатление, что чиновники двух областей старательно спихивают дорожную проблему друг на друга, не пытаясь определиться, где и чья на этой территории ответственность. Короче, дорога, предоставленная сама себе сначала петляет по живописным деревенским улицам, а потом твердое покрытие и вовсе исчезает.

Понятно, что топить к Байкалу по такой трассе не приходится и расход топлива опять становится гуманным (когда тапка в пол нажата, крейсер расходует 15-18 литров на сотню).

Не пугайтесь, это не дорога, по которой приходится ехать, а строительство трассы вдоль старой. Масса строительной техники, целые строительные городки, теперь уже встречаются китайские самосвалы.

Почему-то с детства, из каких-то комсомольско-пропагандистских произведений у меня в памяти засело это название — поселок «Зима». Остановились сняться на фоне стелы со странным названием. Оказывается, Зиме больше двухсот лет (1743 год основания).

Все-таки здесь страна карьеров и самосвалов. Вот, Белазы. Это маленькие. Большие, карьерные, надо искать в карьерах. Кузова для больших перевозят разрезанными на части (т.к. они целиком не вписываются в габариты дороги) и сваривают на месте.

И опять трасса, мы сегодня едем «до упора», есть шанс сэкономить сутки и провести их на Байкале. График у нас лютый, т.к. надо возвращать машину к Международному Автосалону, а стало быть, все дни отдыха пришлось вычеркнуть.

Еще одна диковина. Две Нивы с очень серьезным пробегом на жесткой сцепке бредут в сторону Байкала. Судя по всему, из европейской части.

В Иркутск заезжать не стали, мы его все равно не минуем, перед городом свернули налево, в сторону острова Ольхон. Уже темнеет, а нам по местным дорожкам ехать еще километров 250. Никаких планов на ночевку нет, только очень хочется увидеть Море (здесь его так называют, и мы позже увидели, что не зря).

Что-то нас не пускало к Байкалу. Сначала дождь, а потом, поздно ночью плотный туман. Ближе к озеру плотность тумана стала такой, что последние километров пятнадцать ехали со скоростью пешехода по песчаной дороге без обочин и разметки.

В тумане подобрали парня и девушку — хич-хайкеров. Ребята налегке пробираются на Ольхон. Так умотались, что уснули почти мгновенно. Я даже позавидовал, я бы тоже так.

За несколько часов до рассвета песчаная дорога привела нас на пирс, где уже несколько машин ждали утреннего парома. Это победа! Мы вымыли ноги в Байкале, приготовили чай и закемарили прямо на сиденьях, палатку ставить сил не было, да и неизвестно, как будет спозаранку с очередью на паром, знающие люди сказали, что на него здесь можно и полсуток не попасть.

Вот, ребята уже на следующий день, в поселке Хужир на Ольхоне прощаются с нами. Я так и забыл спросить, как их зовут.

Михаил Самохин

Михаил Самохин aka Motopapa Организатор и идейный отец пробега. Блогер, маркетолог-консультант, руководитель аналитической группы Ad Wiser, автор сайтов о автомобильном маркетинге, путешествиях и CRM.