Никогда не обращал внимания на аккуратно расставленные вдоль дорог чадящие асфальтовые заводы. Теперь обращаю. Казанские сотрудники Коминвест-АКМТ в самом начале экспедиции организовали посещение предприятия в Мамадыше, ответственного за ремонт и содержание части татарских дорог. Не исключаю, что завод парадно-показательный, но это никак не умаляет того, что мы узнали.
Бесхозных дорог в стране нет, все территории поделены между такими участками. У каждого километра дороги есть хозяин, который пропускает через себя бюджет на строительство и ремонт, есть подрядчик, который поддерживает дорогу в рабочем состоянии: убирает, ремонтирует, расставляет знаки. Если то, как работает подрядчик, не устраивает заказчика, выбирается новая обслуживающая компания. Сейчас договоры заключаются на три года и идут разговоры и о более длительных контрактах.
Подрядчик основные работы выполняет сам, иногда нанимая субподрядчиков. Проконтролировать качество выполненных работ не составляет труда — для этого есть арсенал лабораторных анализов (нам показали такую лабораторию).
Кто ремонтирует и содержит дороги?
Основа бизнес-процесса таких эксплуататоров — набор техники для ремонта и обслуживания дорог. Мы видели несколько вариантов таких парков. Вот самый продвинутый комплект для ремонта: термос для горячей асфальто-бетонной смеси, прицеп на котором размещается асфальтоукладчик и каток. Таких бригад-комплектов может быть несколько.
Для обеспечения асфальтом этих мобильных бригад работает и сам асфальтовый заводик. На этом все копьютеризировано, а на территории растут цветы. Кстати, такой заводик очень не сложно перебазировать, а объем производства его таков, что при желании легко можно в разы увеличить количество прокладываемых и ремонтируемых дорог. Причина плохих дорог не здесь…
Про уборку и обстановку дорог знаками будет отдельный разговор…