Summary впечатлений о путешествии Москва-Владивосток. Часть 1

Долго не мог собраться с мыслями и написать некий итоговый пост о том, каковы же все-таки мои впечатления после поездки вдоль всей страны, поездки, продолжительностью в полтора месяца и длиной в половину экватора. Мыслей и соображений много и думаю, что дописывать этот дайджест буду еще неоднократно. Попробую структурировать выводы и вспомнить самое существенное.

Меня удивило, что страна от Москвы до Владивостока оказалась на редкость одинаковой. Люди повсюду живут примерно так же. Конечно, есть различия и про каждый регион можно написать что-то особенное. Но вот, когда едешь из Москвы на север, то с каждой сотней километров (ну хорошо, не с сотней, а с двумя-тремя) происходят какие-то заметные изменения: дома выстроены иначе, люди по другому говорят и одеваются, цветы в палисадниках другие растут (или вовсе их нету больше).

Здесь же можно констатировать, что практически вся страна – сплошное Подмосковье. Разница между подмосковными хозяйствами и дворами в Архангельской губернии существенно больше, чем между хозяйствами Подмосковья и Хабаровского края.

Города одного размера примерно одинаковы по уровню доходов и миф о чудесно богатой Москве и нищей остальной стране – чушь несусветная. В любом крупном городе-мегаполисе уровень цен и уровень жизни примерно одинаков. Можно попробовать списать разрыв в доходах на мультимиллиардеров, которые живут в своем Форбсе, но это еще большая пурга.

Вот по мере удаления от основной трассы жизнь действительно становится беднее.

Но почти вся страна нанизана на одну транссибирскую магистраль и шоссе Москва-Владивосток тоже вьется вокруг нее. Есть несколько отдельных зон, не привязанных к этой оси, но как правило жизнь очень быстро затухает по мере удаления от этой Дороги Жизни.

Надо еще сказать, что эта Дорога идет вдоль южной границы, южнее – Казахстан, Монголия, Китай, а севернее – тайга, мерзлота и мало пригодные для жизни территории. Вся страна – узкая климатическая лента средней полосы шириной от нескольких сотен до тысячи километров. Южнее этой полосы степи южных соседей, севернее — необжитые таежные и тундровые территории. Похоже, вдоль этой ленты привычного для них климата и расселялись жители средней полосы и потому так одинаков здесь везде жизненный уклад.

Есть в стране и совершенно отрезанные от этой цивилизации территории – Якутия (или, как в сибири говорят, ЯкутИя) и Магадан (это если не говорить об очень уж суровых «северах»), туда просто не проложена дорога. Некий путь есть, но это не дорога с твердым покрытием, а подтаивающая летом мерзлота, гарантированно проехать по которой невозможно. Огромные российские территории не связаны между собой автомобильными дорогами.

Страна относительна освоена до Байкала (Урал – это вообще цивилизационный муравейник), потом треть страны – просто неосвоенные территории и в конце пути, возле Тихого океана – благословенный край Приморье и Дальний Восток. Есть еще огромная Чукотка, но это где-то на другой планете.

Продолжение, конечно же, следует…

Motopapa

P.S. Машину для пробега предоставила компания Audi rus (Q7), пробег профинансировала компания Коминвест-АКМТ

Михаил Самохин

Михаил Самохин aka Motopapa Организатор и идейный отец пробега. Блогер, маркетолог-консультант, руководитель аналитической группы Ad Wiser, автор сайтов о автомобильном маркетинге, путешествиях и CRM.