- итоговые впечатления о поездке через континент. Часть 1
- итоговые впечатления о поездке. Часть 2
- итоговые впечатления о поездке. Часть 3
Людей с песьими головами мы не увидели и могу отметить еще одну особенность огромной страны – люди удивительно мало знают о том, что делается совсем неподалеку от них. Как правило, и не любопытствуют. Я везде спрашивал, как далеко своим ходом отъезжали от мест, где они живут. Как правило, предел – пятьсот километров, а в подавляющем большинстве – не далее 200-300. Все, что дальше, существует лишь в телевизоре и радио.
В плане развития общества и социальных институтов, двигаясь на восток и удаляясь от мегаполисов, как будто бы попадаешь в прошлое. То, как люди себя ощущают, похоже на то, что было и у нас, только пять-десять лет назад. Самым отчаянным заповедником совка выглядит Новосибирск, наиболее динамичные и современные города – Иркутск, Томск, Владивосток, Екатеринбург (это не значит, что Хабаровск, или Красноярск менее симпатичны, просто там другая жизнь).
На каждой территории своя повседневная жизнь, очень мало завязанная на события в столицах. Я даже подозреваю, что эта «своя жизнь» мало завязана на то, какие решения принимаются не только в Кремле, но и в местных кремликах местными презиками. Экономический организм имеет свою логику развития и будучи запущенным два десятка лет назад, потихоньку набирает обороты, пробивает свое русло, обтачивая и пробивая камни, мешающие ее течению. Примерами такого развития можно считать придорожные сервисные бизнесы, о которых я недавно писал.
Фуры, которые везут грузы из города в город – это ведь бизнесы, которых двадцать лет назад не было, и которые сегодня есть. И это строительство домов, мебель, нормальное питание, одежда, бытовая техника, сервисы. Без этого всего нечего было возить по дорогам (военно-транспортные самолеты как-то сами летали, а танки перевозили железной дорогой). А сегодня этот бизнес обеспечивает нормальную человеческую жизнь нам всем, а ему нужны дороги, вода, безопасность, информация, свобода. И все это будет потихоньку выстроено. Потому что никто не хочет жить в плохом доме, плохо одеваться и невкусно кушать.
Проблемой развития, как ни странно, мне представляется не отсутствие бюджетов, или полномочий, а нежелание людей самостоятельно что-то сделать.
Мы на обратном пути заехали в Усть-Катав (городок в толще уральских гор), посмотреть, как делаются трамваи. Заводу 250 лет, сто лет там делают трамваи. Надо сказать, классные трамваи. Нас водили по заводу двое менеджеров из топов. Ребята, образованные под завязку, совершенно не идиоты и отлично понимающие свое инженерское дело. Все разговоры об успешности завода сводились к тому, сколько трамваев может сделать завод и как их не любит кто-то из политиков, обнося большими заказами.
Сколько я ни пытался повернуть разговор в сторону обслуживания, парков, апгрейда, ремонта, эксплуатации, стоимости владения, ребята от меня отмахивались, возвращаясь к своим рабочим думам. Им и в голову не приходит, что трамваи, сделав, надо кому-то продать, что кто-то должен ими с выгодой пользоваться, что они должны быть в конечном итоге кому-то до зарезу нужны в решении каких-то проблем. Боюсь, что они уже никогда этого не поймут.
Человек говорит об отсутствии приличного здравоохранения, о копеечных зарплатах врачам, но сделать следующий шаг и представить связь между зарплатой врача и механизмом администрирования здравоохранения, и политическим механизмом, этот человек с высшим образованием не может. Или ленится задумываться о таких материях.
Я уже отвык общаться с таким количеством ожидающих зарплаты, бюджетов и помощи от кого-то, кто и продумает, и решит, и пришлет денег. Прежде я не верил отцу, который говорил, что нормальной жизнь не станет, пока не вымрет поколение, выросшее в СССР. Теперь вижу, что в его словах жутковатая правда. Люди – самая медленно меняющаяся часть жизни.
Сорок лет водить людей по пустыне до тех пор, пока не умрет последний человек, выросший в рабстве — не такая уж и плохая идея, но в России с пустынями напряг.
Motopapa
P.S. Машину для пробега предоставила компания Audi rus (Q7), пробег профинансировала компания Коминвест-АКМТ