Общественный центр «За безопасность российских дорог» опубликовал рейтинг самых опасных федеральных дорог России. Для расчета рейтинга использовали данные открытых источников. Расчёт проводился исходя из общей протяженности федеральной трассы и числу ДТП и общему количеству жертв в каждом регионе через которая проходит дорога.
Зелёную зону рейтинга заняли дороги с удовлетворительной безопасностью, получившие индекс от 0 до 1.5 единиц – это дороги М7, М8 и М9. Занявшая верхнюю строчку М7 «Волга» пересекает Владимирскую, Нижегородскую области и республику Татарстан.
Отличается удалённостью крупных городов от магистрали и, следовательно, небольшим количеством аварий с участием пешеходов.
Трасса М8 «Холмогоры» также проходит через Владимирскую область, плюс пересекает Вологодскую, Ярославскую и Архангельскую. Наиболее аварийные участки отмечены в Гаврилове-Ямском, Ростовском и Переславском районах. М9 «Балтия» охватывает Псковскую и Тверскую области.
Трассы в жёлтом секторе (М6, М4, М2, М1) с индексом от 1.5 до 2.5 единиц признаны недостаточно безопасными. В частности, М2 «Крым», которая пересекает Орловскую, Белгородскую, Тульскую и Курскую области, характерна большим количеством ДТП из-за уснувших за рулём водителей в ночное и утреннее время.
М4 «Дон» идёт через Липецкую, Воронежскую, Тульскую и Ростовскую области в Краснодарский край. М6 «Каспий» проходит через Рязанскую, Тульскую, Тамбовскую, Липецкую, Волгоградскую и Астраханскую области. М1 «Беларусь» — через Смоленскую область до границы с Белоруссией.
Нижние строчки рейтинга – красную зону – заняли опасные магистрали с наибольшим показателем тяжких ДТП. Это трассы М3, М10 и М5. М3 «Украина» пересекает Калужскую, Брянскую и Курскую области.
М10 «Россия» идёт через Тверскую и Новгородскую области в Санкт-Петербург. М5 «Урал» пересекает Пензенскую, Рязанскую, Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую и Челябинскую области. М5 оказалась самой опасной федеральной трассой из-за сильной загруженности и большого числа ДТП с жертвами от двух и более человек.
Среди регионов заметно выделяется по аварийности Московская область, где каждое пятое ДТП — по причине выезда на полосу встречного движения, нарушения скоростного режима, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Доля ДТП с участием пешеходов также велика, в первую очередь, из-за недостатка обычных наземных и «воздушных» (надземных) пешеходных переходов.Отметим также, что аварийность на федеральных трассах носит выраженный сезонный характер, и показатели могут поменяться с наступлением тепла, когда поток автомобилей потянется в южном направлении.
№ |
Название |
Протяженность (км) |
Регионы/Области |
Оценка трассы |
М7 |
«ВОЛГА» |
1350 |
Московская, |
0,889 |
М8 |
«ХОЛМОГОРЫ» |
1271 |
Московская, |
1,101 |
М9 |
«БАЛТИЯ» |
610 |
Московская, |
1,311 |
М6 |
«КАСПИЙ» |
1381 |
Московская, |
1,665 |
М4 |
«ДОН» |
1544 |
Московская, |
1,878 |
М2 |
«КРЫМ» |
720 |
Московская, |
2,639 |
М1 |
«БЕЛАРУСЬ» |
450 |
Московская, |
2,667 |
М3 |
«УКРАИНА» |
490 |
Московская, Калужская, |
4,286 |
М10 |
«РОССИЯ» |
872 |
Московская, |
4,587 |
М5 |
«УРАЛ» |
1891 |
Московская, |
5,182 |
Эксперты Общественного Центра полагают что Росавтодор много делает для ликвидации узких мест в плане безопасности и точек концентрации ДТП. Но на месте ликвидированных точек аварийности тут же возникает новые в другом месте. Это эффект системы, поскольку улучшения приводят к увеличению скорости потока и возникновению проблем в следующем «узком месте».