В прошлом фрагменте упомянул о том, что при гипертрофированном присутствии государства в России практически повсюду, оно практически отсутствует в области обеспечения безопасности, и это очень заметно на дорогах (придорожные милиционеры, конечно, не занимаются безопасностью, а производят только повышенные риски, поэтому хорошо, что их стало немного меньше).
В плане дорог как раз не могу сказать, что государства совсем нет. Почти везде дороги поддерживаются в сносном состоянии. Самые безобразные дороги на Дальнем Востоке и в Приморье, там, судя по всему, эфемерно и государство.
Выложил первую часть итоговых впечатлений о поездке через континент. Ожидаемо получил возражения на тезис о том, что тезис о богатой Москве и нищих регионах в значительной мере миф. Но это тема отдельных обсуждений — крупные города всегда и везде богаче более мелких. Города-миллионники живут лучше стотысячных, пятидесятитысячные поселки имеют удобств и привилегий больше деревень и т.д. Но да, существенная часть читателей охотно откликается на возможность обсудить столичные отличия. Не хочу, не тема этих материалов.
Что еще интересного? Страна этнически совершенно гомогенна – это русские территории. Я привык считать, что Россия многонациональна и все ждал, когда же начнется калейдоскоп национальных территорий за окном. Ни фига.
Сначала, за пределами Нижегородской области мы проскочили территории чувашей, татар и башкир (ну, эти-то еще более русские, чем жители Москвы и Питера) и посреди Сибири, возле Байкала обнаружили единственный явно нерусский этнос — бурят. Большая часть этого народа живет в Монголии и Китае. Действительно, их русскими назвать язык не поворачивается.
Любопытно, что буряты быстро обрусевают (что очень не нравится ламам, местной конфессиональной администрации): Читать далее
Долго не мог собраться с мыслями и написать некий итоговый пост о том, каковы же все-таки мои впечатления после поездки вдоль всей страны, поездки, продолжительностью в полтора месяца и длиной в половину экватора. Мыслей и соображений много и думаю, что дописывать этот дайджест буду еще неоднократно. Попробую структурировать выводы и вспомнить самое существенное.
Меня удивило, что страна от Москвы до Владивостока оказалась на редкость одинаковой. Люди повсюду живут примерно так же. Конечно, есть различия и про каждый регион можно написать что-то особенное. Но вот, когда едешь из Москвы на север, то с каждой сотней километров (ну хорошо, не с сотней, а с двумя-тремя) происходят какие-то заметные изменения: дома выстроены иначе, люди по другому говорят и одеваются, цветы в палисадниках другие растут (или вовсе их нету больше).
Здесь же можно констатировать, что практически вся страна – сплошное Подмосковье. Разница между подмосковными хозяйствами и дворами в Архангельской губернии существенно больше, чем между хозяйствами Подмосковья и Хабаровского края.
Города одного размера примерно одинаковы по уровню доходов и миф о чудесно богатой Москве и нищей остальной стране – чушь несусветная. В любом крупном городе-мегаполисе уровень цен и уровень жизни примерно одинаков. Можно попробовать списать разрыв в доходах на мультимиллиардеров, которые живут в своем Форбсе, но это еще большая пурга. Читать далее
Уже несколько раз писали об обилии экспедиционных гаджетов. Основными были телефоны и айпад, т.е. то, что требовало мобильной связи. Поэтому не лишним будет рассказать о том, как мы искали спонсора из числа мобильных операторов.
За пару недель до старта я разослал письма (через Фейсбук) пиарщикам Мегафона, Пчелайна, МТС и даже Теле2. Вот, чем это закончилось.
Теле2 просто не отреагировали, как мне потом сказали, у них нет покрытия по всей территории страны. Так что я сделал вывод, что аккаунт в Фейсбуке фейковый и компания мышей не ловит.
Катерина Турцева из Пчелайна оказалась на связи, но в декрете и предложила переадресовать свои предложения на почту media@beeline.ru, с которой мне благополучно ничего не ответили. Ничего, решил я, в конце-концов я много лет пользовался услугами Мегафона.
С Александрой Павлиновой из Мегафона мы долго переписывались, договорились до того, что я приеду в офис и подробно расскажу о проекте. Все складывалось удачно, и самым жарким июльским днем я поперся в мегафоновский офис на встречу.
Впечатления на всю жизнь. На мой взгляд ребята не в адеквате. Минут сорок ждал перед охранником на ресепшене уже после того, как позвонил Александре и сказал, что вот он я, совсем приехал. Кондиционера в прихожей, где маринуют посетителей, естественно, нет. Когда я уже совсем решил плюнуть на полдня времени, развернуться и уехать нафиг, очаровательное создание, наконец, материализовалось. Оказалось, что именно ее я несколько раз уже видел на лестницах и балконах причудливого помещения. Понятно, занят человек. Поговорили и через неделю я получил рутинный отказ. Ничего, бывает, не великие деньги (я рассчитывал, что на связь надо будет потратить 200-300 долларов), только времени жалко и уж очень по-хамски принимают посетителей.
Как ни странно, Марина Акулич и Ирина Клишина из МТС ответили сразу и без затей.
Марина Акулич. блог-секретарь в МТС
Ирина задала вопросы, прочитала пресс-релизы и согласовала спонсорство в течение нескольких дней. На мой вопрос, чем лучше отработать, ответила: «На самом деле, упоминание Мтс в вашем отчете, и упоминания услуг будет достаточно, я думаю. Причем, наверное лучше, не сильно рекламно. Ну и возможно, после того, как Вы напишете у себя, посты-скинете нам. Нам тоже интересно, как это на авто из Москвы во Владивосток…».
Итак, мы определились с компанией-спонсором в области связи и интернета.
Оказалось все проще, чем я полагал — мы купили и вставили в смартфоны две симки от МТС, а Ирина организовала перевод на каждую из них по 2500 рублей. Этого, действительно, хватило на все 39 дней путешествия. Правда, я по собственной вине слил почти полторы тысячи рублей, сделав один звонок с территории Китая (когда заехал в Хай Хэ), но Ирина с МТС и эту проблему решила, переведя на симку еще денег.
Вобщем, за связь с домом и инет мы благодарны компании МТС. Я оценил исключительно четкую работу их Пиар-службы. Тест-драйв пиар-служб мобильных операторов показал, что эта компания оказалась более дружелюбной и ответственной. Я до этого про МТС думал гораздо хуже.
Симки от Мегафона оставались запасными и время от времени мы проверяли, кто из операторов «выигрывает» на той, или иной территории. Могу сказать, что примерно одинаково. В сложных местах (Уральские горы и Забайкалье) поочередно ловились сигналы то одного, то другого оператора. Ни одного участка, на котором кто-то из них бы имел преимущество, практически не было.
Сегодня мне на глаза попалось фото из проекта NASA «Ночные огни Мира». Этот снимок наглядно иллюстрирует, почему территории за Байкалом называются темными территориями, и как устроена жизнь в Сибири.
Здесь представлены ночные снимки земли с 1993 по 2003 год. Вот фото Азии. На снимках красным обозначены новые огни, а синим, те которые перестали светить. видно что Восточная Сибирь — это узкая полоска вдоль вдоль Транссиба, да и то уже большая часть огней уже не горит. Разве только крупные города, вроде Иркутска видны. Это светлячок возле уже голубого аппендикса огней вокруг Байкала на верхей ниточке огней через Сибирь. Нижняя ниточка уже за границей. Видно что за Байкалом начинаются темные территории, ставшие еще более темными. Видно что приморье все синнее, кроме маленьких огней агломерации Владивостока. А огромный остров желто-красных огней у Японии, это Южная Кореяя, Северная рачительно экономит свет :).
Кликните на снимке, что бы посмотреть в большем разрешении.
Для сравнения карта с Европы. Тут видно огромного паука Москвы и яркую нить огней вдоль дороги к Питеру. Видно большие города к востоку от Москвы: Новгород, Казань, Ярославль, ниточка к одиноко стоящему Архангельску.
Видно что Украина сильно потухла, а Словакия, Ирландия и страны бывшей Югославии (возможно в 93 там просто была война) обрели свет.
Еще видно в России расселение вдоль крупных городов. Это и есть реконкиста России дачниками. Думаю более свежие снимки выявили бы этот эффект сильнее.