Забайкалье. Чита, фото города

Покрутившись ночь по таежным увалам в верховьях Селенги, к утру оказались в тех самых «диких степях Забайкалья». С Читой в российской истории связано немало любопытного: остроги и освоение Сибири и Приморья, Нерчинские заводы, ссылка декабристов, военные форпосты страны, Забайкальская республика и мрачная шутка про ЗК — забайкалских комсомольцев. Чита мне запомнилась, но честно говоря, оставила гнетущее впечатление. Обычные для мегаполисов бетонные муравейники, транспортные терминалы и хаос улиц и проездов (в новой, советской части города, дореволюционная Чита — великолепна) на этих фото города.

Чита фото города
Чита фото города

«Чита́ — город в Восточной Сибири… Население — 325,3 тыс. человек (2010 год).» (Википедия)

Впервые, как нам показалось за много лет, уперлись в запертые «на перерыв» двери магазина. Кроме обеденного перерыва магазин встретил нас двумя рядами колючей проволоки металлической решетки. Да, суровые здесь края.

«Исторический центр сохранил прямоугольную сетку улиц, согласно проекта 1862 года» (Википедия). Центр города проекта застройки полутора сотен лет давности довольно приятен — прямые широкие улицы, европейская архитектура, пастельные тона в окраске зданий.

Если кликнуть на оригинальный размер фото (снизу), то виден год постройки на угловом декоративном элементе над эркером, 1914.

Город знаменит и тем, что именно отсюда предполагалось воевать с Китаем. Здесь  находилось сердце военной машины, развернутой в сторону Китая. Интересные армейские фигуры (похоже, бывшее ??? здание штаба округа) в красноармейской форме тридцатых годов (обратите внимание на каску). Вот, что пишет Mustang-shelby «…Там по военной части вообще много чего было — например, единственное в своем роде Управление бронепоездов ЖДВ… Имеются в виду не БЖРК, а именно бронепоезда — советский бронепоезд 80-х это был весьма мощный шушпанцер (разделялся на несколько пролеток, которые перекрывали довольно большой участок фронта), но в бою так и не поучаствовали…»

В центре города — ростральные колонны, прямо как в Питере.

Деревянная Чита производит совершенно другое впечатление — теплое и уютное. Эти улицы когда-то были богатыми и нарядными, судя по остаткам резьбы и ширине проездов.

Из Читы уже вечером мы стартовали в сторону темных территорий. Собственно, темные начинаются в паре сотен километров за Читой (трасса Чита-Хабаровск), и нам предстояло там искать место для ночлега, т.к. серьезных поселений до Благовещенска уже не предвиделось.

На выезде из города нас тормознул гаец. Просто так, из любопытства. Опять Орлову повезло (нас за весь путь 21 в тысячу километров останавливали трижды).

Пока Орлов разговаривал с бурятским воином, демонстрировал ему документы и письмо от Русского радио, я сфотографировал бетонную стену с бойницами возле поста придорожных полицейских.

Михаил Самохин

Михаил Самохин aka Motopapa Организатор и идейный отец пробега. Блогер, маркетолог-консультант, руководитель аналитической группы Ad Wiser, автор сайтов о автомобильном маркетинге, путешествиях и CRM.