Трасса М60 Уссури через Закитайщину

Кому как, а мне досталась трасcа E95 трасса М60

Нам предстоял последний бросок к Океану по трассе трассе М60 Уссури. Как мы уже писали, это был один из самых сложных участков нашего путешествия. Во-первых, постоянный ремонт дорог, во-вторых, плотное движение грузовиков и легковых машин. И практические все они с правым рулем, а значит ночью они слепят в глаза, а днем обгоняют самым причудливым способом. Например, выезжая всем корпусом сначала вправо, на обочину,  чтобы увидеть, нет ли кого на встречной.

Трасса М60 как будто идет через саванну
Трасса М60 как будто идет через саванну

Пейзажи Приморья в какой-то момент стали напоминать африканскую саванну. Степи среди холмов с редкими островками деревьев. Уже потом, от Александра Мезенцева в Уссурийске мы узнали что здесь начинается Великий Степной Коридор — полоса степей тянущаяся через всю Евразию и заканчивающаяся в Причерноморских степях. Именно этот коридор и есть тот фактор, который обеспечил все великие миграции народов Евразии многие тысячелетия назад.Деревни Приморья, как и деревни Амурской области, напоминают украинские места. И это не удивительно, ведь колонизация Зелёного Клина (Закитайщины), области к северу от Владивостока, почти на 60 процентов происходило за счет украинских переселенцев. Вот как описывает один из корреспондентов того времени, Иван Иллич-Свитыч так описывал, например, г. Уссурийск в 1905 г.:

Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица — Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще крытые соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинкой, как часто и на коренной Украине, устроен «ставок», подле которого живописно приютился «млынок», так что получалась бы вполне та картина, в которой «старый дид» в одной песне смущает «молоду дивчину» — «и ставок, и млынок, и вишневенький садок», если бы этот последний был налицо. Среди русского населения, не считая казаков, малороссы настолько преобладают, что сельских жителей городской, так называемый интеллигентный, называет не иначе, как «хохлами». И действительно, среди полтавцев, черниговцев, киевских, волынских и других украинцев переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент. Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, лениво пережевывающих жвачку подле возов, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т. п.; та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойкий, оживленный малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя.

После Февральской Революции одним из требований к Временному правительству было требование создания украинских автономий для Украины и Зеленого Клина. конечно этот фактор повлиял на ход Гражданской войны в Приморье, о чем, наверное, надо писать особо.

О главных достопримечательностях 23 дня мы уже писали много: это лотосовое озеро на трассе М60 и знакомство с Алекандром Мезенцевым в Уссурийске, который показал нам Краснояровское городище на месте чжурчженьского города   Кайюань и  исторический парк Изумрудная Долина.

Озеро лотос  трасса М60 Уссури
Охота на лотоса на трассе М60

На осмотр ушел  весь вечер этого дня. Закат мы встретили на реке Суйфун, которую в 70х годах зачем-то переименовали в Раздольную.

Река Суйфун на закате
Закат на реке Суйфун (Раздольная) под Уссурийском

Ура, мы приехали во Владивосток!

Через несколько часов, затемно, мы уже въехали в Артем, город-спутник Владивостока. Конечно наши навигаторы были не в курсе новых изменения движения по трассе М60 в связи с саммитом АТЭС. Поэтому проехав съезд для  поворота налево мы проехали еще несколько километров по новым шикарным эстакадам и очутились на узких улицах рабочих окраин. Нам удалось разобраться в том, как сопрягается старая планировка с новой трассой и где то у автобазы (как нам показалось) нас ждал совершенно шикарный Hinotel (я так понял, построенный при участии марки Hino — грузового подразделения Toyota). Нас ждала горячая вода и нормальные постели после палаток и фанерных домиков последних дней. Но мы поняли, что счастье будет неполным, если мы не доедем до Океана. И в ночь мы поехали на Шамору.

Ночные огни Артема

Снова попетляв по незнакомой трассе мы выехали на дорогу к Шаморе и открыли окна что бы впустить океанский воздух. Шамора — курортное место, поэтому мы были досмотрены дорожными полицейскими, которые поцокали языком, узнав откуда мы приехали. И вот он, торжественный миг омовения обуви в Океане!

Миша моет раму кроссовки в Океане
Лёша показывает куда-то в сторону Океана

Наша экспедиция, преодолев 11 238 км 600 метров на машине Audi Q7 и еще пару десятков метров пешком по пляжу, ровно в полночь вошла в воды Тихого океана у  бухты Шамора под Владивостоком.

Алексей Орлов

Алексей Орлов aka Yosha O'Rlow - краевед, блогер, бизнес-аналитик и странствующий философ.