Город Усть-Катав посреди Урала, совсем недалеко от трассы, известен тем, что большая часть трамваев на улицах российских городов родом именно отсюда. Вагоностроительный завод имени Кагановича (ныне Усть-Катавский Вагоностроительный завод имени С. М. Кирова) больше ста лет определяет бренд города. И в Усть-Катаве есть своя трамвайная линия. Из-за этого фото Усть-Катава порой попадают в курьезы, поскольку трамваи в крошечных городках — большая редкость.
Усть-Катав: исторический поселок с трамваем
Около 30 тысяч человек, два интереснейших моста (Брянский и Французский — какие названия!) — устье реки Катав у впадения в Юрюзань. Но самое главное — это опоясывающая гору, на которой стоит городок, трамвайная линия.
Трамвайная линия в городе Усть-Катав
Мы уже писали о классификации городов — город со светофором, со светофором и тротуарами, и с трамваем, как своеобразный критерий принадлежности к клубу мегаполисов.
Усть-Катав никоим образом нельзя отнести к мегаполисам (скорее, это поселок городского типа), но трамвай здесь есть.
Это не транспортная артерия, как в Набережных Челнах, Тольятти, или Новом Осколе, а испытательный полигон для тестирования заводской продукции. Поэтому бежит трамвай по заржавевшим рельсам прямо среди сельских построек.
Видео об испытательной линии Усть-Катавского Вагоностроительного завода
К сожалению, нам не удалось прокатится по этой линии, но я нашел фильм, снятый из кабины трамвая, едущего по испытательной линии. Поездка по ней занимает 12 минут, и фильм дает хорошее представление о жизни Усть-Катава.
Усть-Катав и его мосты
Про трамвайный завод мы напишем отдельно, а сейчас расскажу про сам город. Город Усть-Катав, как не трудно догадаться, стоит в устье реки Катава при впадении в реку Юрюзань. Потому без мостов такому ему трудно обойтись.
Брянский мост в Усть-Катаве
Самое интересное сооружение — это, безусловно, Брянский мост через реку Юрюзань.
Необычна его вантовая конструкция. Причем, построен мост был в 1943-44 годах и назван в честь освобождения Брянской области от захватчиков. Вкупе с линией трамвая посреди Уральских гор образует коктейль необычайной пряности.
Французский мост в Усть-Катаве
На противоположном от завода берегу Юрюзани в начале ХХ века жили бельгийские специалисты (поселок, а позже район города «Колония») — акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», арендовавшие Усть-Катавский завод.
Собственно, с бельгийцев, которых местные, вероятно и называли французами, и начинается слава вагоностроительного завода и отсюда же пошло название моста. По городской легенде, до 1917 года мост тщательно берегли, ходить по нему разрешалось только иностранным специалистам — «французам».
Французский мост, по некоторым источникам, собран в 1913-14 годах из купленного в качестве металлолома пролета моста, отслужившего свой срок на Ташкентской железной дороге и списанного по ветхости. Но книга про УКВЗ утверждает, что это просто-напросто бывший железнодорожный мост специальной ветки из Уфы.
Французский мост одним концом упирается прямо в площадку перед заводоуправлением. Мы для солидности поставили машину на видном месте, чтобы в случае чего ткнуть в нее пальцем, так как, чтобы попасть на завод, нам предстояли сложные переговоры со службой безопасности с предъявлением командировочного удостоверения от Русского Радио).
Перед тем, как выставить автомобиль, предстояло его помыть. И вот!!! Мыли наш дредноут сиреневой пеной! Никогда не забуду Усть-катавскую автомойку!
Усть-Катав и его жизнь, отдельные фото
Город Усть-Катав живет своей тихой жизнью. Это такой типичный уральский городок, образовавшийся вокруг главного завода.
Справа на горе — не доты для защиты от татаро-монгольских полчищ, а гаражи зажиточных горожан.