История Усть-Катава в фото разных времен, кусочек Уральской матрицы

Конечно, давно надо было написать пост про Усть-Катавский трамвайно-космический (вагоностроительный) завод, очень уж это характерный для Урала город. Но пока еще немного фото Усть-Катава и его истории.

Усть-Катав остался почти таким же, каким был в начале ХХ века. Потому перед тем, как писать про современные трамваи, немного расскажу об истории города.

Усть-Катав история города

Урал — это хребет России. Именно Уралом жила промышленная Россия, именно тут ковалось её оружие и складывалась модель поведения страны.  Уральская матрица, как назвал её замечательный уральский писатель Алексей Иванов. В книге про восстание Пугачева «Вилы» Иванов так описывает создание завода:

Компанейщики

На южном Урале нашлись заводчики, которые заткнули за пояс Демидовых. Это было «кумпанство» решительных симбирских купцов Ивана Мясникова и трёх братьев Твёрдышевых. Но легенду о своём взлёте компанейщики всё равно придумали по демидовскому образцу.

Будто бы во время похода в Дербент император Пётр остановился в Симбирске и захотел отобедать на зелёном острове посреди Волги. На вёсла в его галеру сели молодые купцы – будущие компанейщики. Пётр разговорился с добрыми молодцами и посоветовал им строить заводы в дикой Башкирии, а для старта отвалил 500 рублей золотом.
Но по-настоящему дело компанейщиков началось вовсе не на галере посреди блещущей Волги. Дело началось с мелкой торговли там и сям, а торговлишка принесла капиталец. Локомотивом «кумпанства» стал Иван Твёрдышев, а Иван Мясников держал казну. Братья Твёрдышевы, Иван, Пётр и Яков, женили товарища на своей сестре Татьяне.

Здесь не было подвоха. Купцы росли на одной улочке и дружили с малолетства, с общих соплей и разбитых в мальчишеских драках носов. И дело они выбрали общее, и одинаково горели им, и Таня любила своего Ваню, а Ваня любил Таню. И всей этому «кумпанству» Таня родила четырёх наследниц, и больше детей ни у кого из компанейщиков не было.
Иван Твёрдышев следил за событиями в Башкирии и понял, что Оренбургская экспедиция – это серьёзно. В убыток «кумпанству» он подрядился на поставки для губернатора Неплюева. И не прогадал. Когда Неплюев решил строить в Башкирии заводы, на его стол легли заявки от многих охотников, в том числе и от Демидовых, но Неплюев выбрал проверенного Твёрдышева и отдал ему богатейший медный рудник Каргалу.  

С 1745 по 1759 годы компанейщики построили пять медных заводов, один продали, один купили. Не обошлось без жульничества: в губернской канцелярии доверенный человечек компанейщиков тихонько вытащил из сундука пухлый том с ландкартами и вырвал из него листы чертежей с землями Твёрдышевых и Мясникова. Теперь компанейщики могли провести границы своих владений, где захотят.

Постепенно компанейщики дозрели до мысли, что надо строить не скромные медеплавильные заводы, а могучие железоделательные. В 1754 году на реке Катав два Ивана заложили Катав-Ивановский завод. А потом возвели Усть-Катавский, Симский, Юрюзанский и Белорецкий заводы.

Через 15 лет железо намагнитило компанейщикам почти 500 рудников, 78 тысяч приписных крестьян и два с половиной миллиона капитала – это когда бюджет всего российского государства составлял сорок миллионов. Государыня Екатерина лично подыскала достойных женихов-дворян четырём дочерям Ивана Мясникова.
Пётр Твёрдышев упокоился молодым, а Иван, опора всего дела, умер в 1773 году. Он не увидел, как по его державе пронёсся вихрь пугачёвщины. Мятежники сожгли восемь заводов из десяти. Управители потом дотошно подсчитали число убитых заводских жителей: 1340 мужиков, 1161 баба, 132 старика и 300 детей-малолеток.

Компанейщики начнут возрождать, восстанавливать заводы, капитала им хватит. Но два могучих старика – Иван Мясников и Яков Твёрдышев – оглядят свою выжженную землю и не смогут понять: для кого они старались всю жизнь? В гроб богатство не положишь. Знатные зятья – не хозяева, а растратчики приданого и будущего наследства. И старики-заводчики поедут по тюрьмам вызволять своих бунтовщиков под личное поручительство. Поедут по башкирским аулам выкупать пленных из рабства.

Мужики, возвращённые из неволи на пепелища, уливаясь слезами, надиктуют списки того, что отнял у них бунт. Будут в тех списках и лошади: Рыскуша, Нега, Сорокина Дочь, Каракуля, Крыса, Пролаза, Мала Сковородка. И старики-заводчики сами станут искать по всей России и Каракулю, и Крысу, и даже Малу Сковородку. Только когда заводы опять задымят, а мужики наденут на свои новые избы соломенные шапки крыш, старые компанейщики перекрестятся, и бог отпустит их души на покаяние.

Усть-Катав — обычный для Урала городок. Построен вокруг завода. Возник на башкирской земле в конце 18 века по распоряжению берг-коллегии. Выбрали место для пруда, завезли крепостных, поставили стены для защиты от местного населения.

Усть-Катав фото города: Усть-Катавская крепость
План Усть-Катавской крепости

Железо здесь делали старым кричным способом, проковывая молотами заготовки, полученные в горнах. Дальше железо на баржах сплавляли к местам дальнейшей обработки и даже продавали на экспорт.

Усть-Катавском заводе находились молотовые фабрики на 4 кричных двойных горна и 5 молотов для проковки. На заводе так же располагались лесопилка, мельница, столярная и меховая мастерские. Была тут и небольшая верфь со своей якорной мастерской для постройки барж-коломенок. Все это приводилось в действие энергией верхнебойных водяных колес на запруженном Катаве.

Усть-Катав фото города: Усть-Катавский завод в 18 веке
Усть-Катавский завод в 18 веке. Картина В. Биева

Но кончилось крепостное право — кончились госзаказы. Кончилась эра энергии воды. Перестраивались трудно, со скрипом. А английские концессии в Донбассе почти добили уральские городки.

Усть-Катав фото города: Усть-Катав в конце 19 века
Усть-Катав в конце 19 века. Вид с горы Шихан

Усть-Катав и иностранцы

В конце 19 века казенный Усть-Катавский завод сдают в аренду бельгийскому «Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу». Завод полностью реконструировали под выпуск железнодорожных вагонов. При реконструкции завода бельгийские инженеры использовали новейшие достижения организации производства. Оно теперь было выстроено по поточному принципу: исключались какие-либо нерациональные встречные потоки сырья и материалов. Электроэнергия стала основой для механизации труда. Проектная мощность завода, ставшего вагоностроительным, составила 2000 вагонов в год.

Усть-Катав фото города: Цех Усть-Катавского завода в начале 20 века
Цех Усть-Катавского завода в начале 20 века

 

Основная продукция завода — тяжелые вагоны. В начале века Усть-Катавский Вагоностроительный завод выпускает первые трамваи для Тифлиса и Екатеринодара по лицензии фирмы «Эрликон». Это неудивительно, поскольку именно бельгийцы были пионерами внедрения электрических травмваев в России. Один из таких трамваев сохранился в Нижегородском Музее Электротранспорта, который мы посетили на обратном пути.

Усть-Катав фото города: Трамвай выпускался на Усть-Катавском Вагоностроительном заводе
Трамвай этой модели фирмы «Эрликон» выпускался на Усть-Катавском Вагоностроительном заводе в начале 20 века.

Усть-Катав фото Прокудина-Горского

Благодаря пионеру цветного фото в России Прокудину-Горскому, сохранились фото Усть-Катава начала 20 века удивительного качества.

Усть-Катав фото города: фото Прокудина-Горского. Вид с Могильной горы
Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора. Лето 1910 года.
Усть-Катав фото города: фото Прокудина-Горского. Заводской пруд и Никольская гора. Лето 1910 года
Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Заводской пруд и Никольская гора. Лето 1910 года ©Прокудин-Горский.
Усть-Катав фото города: фото Прокудина-Горского. Общий вид Усть-Катавского завода. Лето 1910 года
Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Общий вид Усть-Катавского завода. Лето 1910 года
Усть-Катав фото города: скалы на р. Юрюзани у Усть-Катава. Прокудин-Горский
С. М. Прокудин-Горский. Скалы на р. Юрюзани у Усть-Катава. Лето 1910 года
Усть-Катав фото города: Башкир-стрелочник в Усть-Катаве 1910 год, Прокудин-Горский
Башкир-стрелочник в Усть-Катаве, 1910 год ©Прокудин-Горский

Кстати, этот башкир-стрелочник поначалу улыбался, позируя Прокудину-Горскому, но потом передумал и стал серьезным.
Усть-Катав фото города: Прокладка железной дороги у Герасимова камня у Усть-Катава, Прокудин-Горский
Прокладка железной дороги у Герасимова камня у Усть-Катава, 1910 год ©Прокудин-Горский

Старые Фото

Усть-Катав фото города: Железная дорога у Усть-Катава
Железная дорога у Усть-Катава

 

Усть-Катав в советское время

Уральские города выбрались из депрессии уже при новом крепостном праве — при советской власти. Именно тут, в условиях близким к тем, что были у заводских крепостных, ковалось оружие победы. Влилась жизнь и в Усть-Катав, который стал делать вагоны и оружие. Вот как выглядел городок в советское время.

Усть-Катав фото города: Дворец Культуры Усть-Катава

Оркестр Усть-Катавского ДК им. Белоконева, 1969

Усть-Катав фото города: Кинотеатр Россия в Усть-Катаве и экспериментальный автобус У-К на базе ЗИЛ-164 в начале 1960.
Кинотеатр Россия в Усть-Катаве и экспериментальный автобус У-К на базе ЗИЛ-164 в начале 1960.
Усть-Катав фото города: Хоккей в Усть-Катаве
Хоккей в Усть-Катаве

Видео из старых фото Усть-Катава

Я долго искал старые фотографии Усть-Катава, но Альберт Ахунов подобрал их и сделал из них видео. В основном, это фото 50-60 годов. Жаль только, что не всегда понятно, что именно изображено на фото, но атмосфера передана очень хорошо.

Современные фото Усть-Катава

Усть-Катав фото города: Вид на Брянский мост в Усть-Катаве
Вид на Французский мост в Усть-Катаве. 2008 год
Усть-Катав фото города: Центральная площадь Усть-Катава
Центральная площадь Усть-Катава (еще фото автора 2008 года )
Усть-Катав фото города: Усть-Катав с высоты птичьего полета
Усть-Катав с высоты птичьего полета

Сравните эти фото с фотографиями современного Усть-Катава которые мы сделали во время экспедиции

Алексей Орлов

Алексей Орлов aka Yosha O'Rlow - краевед, блогер, бизнес-аналитик и странствующий философ.