Конечно, давно надо было написать пост про Усть-Катавский трамвайно-космический (вагоностроительный) завод, очень уж это характерный для Урала город. Но пока еще немного фото Усть-Катава и его истории.
Усть-Катав остался почти таким же, каким был в начале ХХ века. Потому перед тем, как писать про современные трамваи, немного расскажу об истории города.
Усть-Катав история города
Урал — это хребет России. Именно Уралом жила промышленная Россия, именно тут ковалось её оружие и складывалась модель поведения страны. Уральская матрица, как назвал её замечательный уральский писатель Алексей Иванов. В книге про восстание Пугачева «Вилы» Иванов так описывает создание завода:
Компанейщики
На южном Урале нашлись заводчики, которые заткнули за пояс Демидовых. Это было «кумпанство» решительных симбирских купцов Ивана Мясникова и трёх братьев Твёрдышевых. Но легенду о своём взлёте компанейщики всё равно придумали по демидовскому образцу.
Будто бы во время похода в Дербент император Пётр остановился в Симбирске и захотел отобедать на зелёном острове посреди Волги. На вёсла в его галеру сели молодые купцы – будущие компанейщики. Пётр разговорился с добрыми молодцами и посоветовал им строить заводы в дикой Башкирии, а для старта отвалил 500 рублей золотом.
Но по-настоящему дело компанейщиков началось вовсе не на галере посреди блещущей Волги. Дело началось с мелкой торговли там и сям, а торговлишка принесла капиталец. Локомотивом «кумпанства» стал Иван Твёрдышев, а Иван Мясников держал казну. Братья Твёрдышевы, Иван, Пётр и Яков, женили товарища на своей сестре Татьяне.Здесь не было подвоха. Купцы росли на одной улочке и дружили с малолетства, с общих соплей и разбитых в мальчишеских драках носов. И дело они выбрали общее, и одинаково горели им, и Таня любила своего Ваню, а Ваня любил Таню. И всей этому «кумпанству» Таня родила четырёх наследниц, и больше детей ни у кого из компанейщиков не было.
Иван Твёрдышев следил за событиями в Башкирии и понял, что Оренбургская экспедиция – это серьёзно. В убыток «кумпанству» он подрядился на поставки для губернатора Неплюева. И не прогадал. Когда Неплюев решил строить в Башкирии заводы, на его стол легли заявки от многих охотников, в том числе и от Демидовых, но Неплюев выбрал проверенного Твёрдышева и отдал ему богатейший медный рудник Каргалу.С 1745 по 1759 годы компанейщики построили пять медных заводов, один продали, один купили. Не обошлось без жульничества: в губернской канцелярии доверенный человечек компанейщиков тихонько вытащил из сундука пухлый том с ландкартами и вырвал из него листы чертежей с землями Твёрдышевых и Мясникова. Теперь компанейщики могли провести границы своих владений, где захотят.
Постепенно компанейщики дозрели до мысли, что надо строить не скромные медеплавильные заводы, а могучие железоделательные. В 1754 году на реке Катав два Ивана заложили Катав-Ивановский завод. А потом возвели Усть-Катавский, Симский, Юрюзанский и Белорецкий заводы.
Через 15 лет железо намагнитило компанейщикам почти 500 рудников, 78 тысяч приписных крестьян и два с половиной миллиона капитала – это когда бюджет всего российского государства составлял сорок миллионов. Государыня Екатерина лично подыскала достойных женихов-дворян четырём дочерям Ивана Мясникова.
Пётр Твёрдышев упокоился молодым, а Иван, опора всего дела, умер в 1773 году. Он не увидел, как по его державе пронёсся вихрь пугачёвщины. Мятежники сожгли восемь заводов из десяти. Управители потом дотошно подсчитали число убитых заводских жителей: 1340 мужиков, 1161 баба, 132 старика и 300 детей-малолеток.Компанейщики начнут возрождать, восстанавливать заводы, капитала им хватит. Но два могучих старика – Иван Мясников и Яков Твёрдышев – оглядят свою выжженную землю и не смогут понять: для кого они старались всю жизнь? В гроб богатство не положишь. Знатные зятья – не хозяева, а растратчики приданого и будущего наследства. И старики-заводчики поедут по тюрьмам вызволять своих бунтовщиков под личное поручительство. Поедут по башкирским аулам выкупать пленных из рабства.
Мужики, возвращённые из неволи на пепелища, уливаясь слезами, надиктуют списки того, что отнял у них бунт. Будут в тех списках и лошади: Рыскуша, Нега, Сорокина Дочь, Каракуля, Крыса, Пролаза, Мала Сковородка. И старики-заводчики сами станут искать по всей России и Каракулю, и Крысу, и даже Малу Сковородку. Только когда заводы опять задымят, а мужики наденут на свои новые избы соломенные шапки крыш, старые компанейщики перекрестятся, и бог отпустит их души на покаяние.
Усть-Катав — обычный для Урала городок. Построен вокруг завода. Возник на башкирской земле в конце 18 века по распоряжению берг-коллегии. Выбрали место для пруда, завезли крепостных, поставили стены для защиты от местного населения.
Железо здесь делали старым кричным способом, проковывая молотами заготовки, полученные в горнах. Дальше железо на баржах сплавляли к местам дальнейшей обработки и даже продавали на экспорт.
Усть-Катавском заводе находились молотовые фабрики на 4 кричных двойных горна и 5 молотов для проковки. На заводе так же располагались лесопилка, мельница, столярная и меховая мастерские. Была тут и небольшая верфь со своей якорной мастерской для постройки барж-коломенок. Все это приводилось в действие энергией верхнебойных водяных колес на запруженном Катаве.
Но кончилось крепостное право — кончились госзаказы. Кончилась эра энергии воды. Перестраивались трудно, со скрипом. А английские концессии в Донбассе почти добили уральские городки.
Усть-Катав и иностранцы
В конце 19 века казенный Усть-Катавский завод сдают в аренду бельгийскому «Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу». Завод полностью реконструировали под выпуск железнодорожных вагонов. При реконструкции завода бельгийские инженеры использовали новейшие достижения организации производства. Оно теперь было выстроено по поточному принципу: исключались какие-либо нерациональные встречные потоки сырья и материалов. Электроэнергия стала основой для механизации труда. Проектная мощность завода, ставшего вагоностроительным, составила 2000 вагонов в год.
Основная продукция завода — тяжелые вагоны. В начале века Усть-Катавский Вагоностроительный завод выпускает первые трамваи для Тифлиса и Екатеринодара по лицензии фирмы «Эрликон». Это неудивительно, поскольку именно бельгийцы были пионерами внедрения электрических травмваев в России. Один из таких трамваев сохранился в Нижегородском Музее Электротранспорта, который мы посетили на обратном пути.
Усть-Катав фото Прокудина-Горского
Благодаря пионеру цветного фото в России Прокудину-Горскому, сохранились фото Усть-Катава начала 20 века удивительного качества.
Старые Фото
Усть-Катав в советское время
Уральские города выбрались из депрессии уже при новом крепостном праве — при советской власти. Именно тут, в условиях близким к тем, что были у заводских крепостных, ковалось оружие победы. Влилась жизнь и в Усть-Катав, который стал делать вагоны и оружие. Вот как выглядел городок в советское время.
Оркестр Усть-Катавского ДК им. Белоконева, 1969
Видео из старых фото Усть-Катава
Я долго искал старые фотографии Усть-Катава, но Альберт Ахунов подобрал их и сделал из них видео. В основном, это фото 50-60 годов. Жаль только, что не всегда понятно, что именно изображено на фото, но атмосфера передана очень хорошо.