Ледокол Ангара в Иркутске

Железнодорожный ледокол Ангара

В Иркутске на приколе стоит одно старое судно — ледокол Ангара. Ледокол этот с непростой судьбой. Это второе специальное ледокольное судно в России было создано для обслуживания железнодорожной переправы Транссиба через Байкал. О его истории нам рассказали в музее, сделанном на самой «Ангаре».

Ледокол Ангара в Иркутске: история страны в металле

В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги, которая соединила бы фактически разрозненные части страны. Уже в 1901 году открылось движение через КВЖД, но Великий Сибирский Путь был построен лишь в 1903. Первая очередь дороги получилась с разрывом, поскольку путь преграждал очень сложный участок — озеро Байкал. Дело в том, что вплотную к Байкалу подходят отроги Восточного Саяна, и проложить там дорогу было очень сложно.

А пока строили Кругобайкальскую железную дорогу, пришлось открыть паромную переправу, поскольку война с Японией была уже не за горами. Для этого в Англии на фирме «Armstrong Whitworth» было заранее заказано уникальное судно — ледокол-паром «Байкал».

До этого в России уже существовал опыт производства ледоколов речного типа. Речной «Саратовскiй ледоколъ» был построен на том же заводе «Армстронг» и с 1896 года работал на железнодорожной переправе у Саратова, помогая парому. Известный корабел — адмирал Макаров специально приезжал ознакомиться с конструкцией ледокола и позднее применил конструктивные решения при  создании ледокола «Ермак».

Обводы судна проектировались с учетом опыта «Фрама» — первого ледокольного судна в мире. Прототипом послужили паромы Великих озер в США. Доставляли его частями из Ньюкастла и собирали в устье Ангары.

Ледокол Ангара: Паром Байкал в порту Байкал под загрузкой
Ледокольный паром «Байкал» в порту Байкал под загрузкой

Однако, очень быстро выяснилось, что паром не может ходить по льду глубиной более 70 см, так как возникает опасность схода вагонов. Тогда было решено сделать вспомогательный ледокол, который смог бы взламывать более мощные льды. Ледокол «Ермак» к тому времени уже успешно эксплуатировался на Енисее. Новый ледокол был также доставлен из Англии, собран, спущен на воду и окрещен в 1900 году «Ангарой».

Ледокол Ангара: Паром Байкал и ледокол Ангара
Паром «Байкал» и ледокол «Ангара» на летней стоянке

Работа паромной переправы продолжалась до 1905 года, когда была введена в строй Кругобайкальская железная дорога, построенная по берегу Байкала. Переправа проработала еще недолго в 1910, пока на Кругобайкальской дороге строили второй путь.

Жизнь ледокола после жизни

Однако, ледокол «Ангара» ждала непростая судьба. После постройки Кругобайкальской дороги переправа, а с ней и ледоколы, оказалась ненужны. Простояв на приколе много лет, в 1918 году «Ангара» была национализирована. Во время гражданской войны ледокол был вооружен двумя 3-дюймовыми пушками. В августе 18-го года между ледоколом «Ангара», которым командовали красные, и бронепоездом Чехословацкого корпуса произошла дуэль. Бронепоезду пришлось долго прятаться в тоннелях, но он все же смог уйти, нанеся судну лишь незначительные повреждения.

Ледокол Ангара: Пушки ледокола
Пушки ледокола «Ангара»

В 1920 году, после создания Дальневосточной Республики, «Ангара» стала главным судном Байкальской флотилии, охраняя границу Советской Республики. Конечно, смысла охранять границу ДВР не было, но приличия нужно было соблюсти.

Ледокол Ангара: Затопленый ледокол Ангара
Затопленный ледокол «Ангара»

Позже «Ангара» служила обычным пароходом, перевозя людей и грузы по Байкалу. Во время войны ледокол имел женский экипаж, который едва справлялся с погрузкой угля и 60-градусной жарой у топок. В 59-м году его перевели на мазут, а после и вовсе признали эксплуатацию судна невыгодной. Долго решали, что делать с судном. В результате его отогнали к плотине Иркутской ГЭС и хотели сделать в нем музей. Но делали его халатно, случился пожар и ледокол затонул. Долгое время он торчал из воды на радость вандалам.

Музей из ледокола

В конце концов, было принято решение сделать из судна музей. Однако, в ту самую ночь, когда его уже должны были передать, подогнали плавучий док и угнали судно в Мельничную Падь. Шла перестройка, и активисты-историки делали немыслимое, чтобы сохранить ледокол. В Мельничной Пади судно простояло еще год, пока искались деньги на его восстановление. Была поднята бурная кампания в прессе, объявлен сбор пожертвований, проведена лотерея. В результате деньги на восстановление ледокола были собраны.

Сейчас судно принадлежит Обществу охраны памятников культуры. Статус общественного музея сильно мозолит глаза городским властям, и уже неоднократно предпринимались попытки отобрать его и сделать что-то более интересное. Пока музей держится.

Старая техника часто становится объектом музейных коллекций. В Новосибирске есть замечательный музей ЖД техники, а в Нижнем Новгороде есть музей трамваев

Видео о Ледоколе Ангара

Фильм о ледоколе «Ангара»

Ледокол Ангара фото

Немного фото ледокола, сделанные нами во время экспедиции 2 августа 2012 года.

Ледокол Ангара:  Верх главной паровой машины ледокола
Верх главной паровой машины ледокола Ангара
Ледокол Ангара: Управление главной паровой машиной ледокола
Управление главной паровой машиной ледокола Ангара
Ледокол Ангара: Вспомогательная паровая машина ледокола для привода помпы. Сделана в Америке.
Вспомогательная паровая машина ледокола Ангара для привода помпы. Сделана в Америке.
Ледокол Ангара: Ресиверы для пара
Ресиверы для пара ледокола Ангара
Ледокол Ангара: Топка котла ледокол, переделанная на мазут.
Топка котла ледокола Ангара, переделанная на мазут. Таких котлов на ледоколе два.
Ледокол Ангара: Остатки компаса и штурвала ледокола
Остатки компаса и штурвала ледокола Ангара
Ледокол Ангара: Шлюпка ледокола и вентиляционная труба
Шлюпка ледокола и вентиляционная труба

Ссылки о Ледоколе Ангара

Алексей Орлов

Алексей Орлов aka Yosha O'Rlow - краевед, блогер, бизнес-аналитик и странствующий философ.