Соревнование орудий охоты на водителей и конструкций защиты от полиции так и не привела к очевидной победе одной стороны. Совсем не очевиден и необходимый и достаточный комплект водительского арсенала. Visant 750GTS это попытка сделать всё необходимое в одном.
Что умеет Vizant 750GST?
Криминальные подставы и произвол полиции вынудила водителя иметь на борту арсенал защиты. Сначала диктофон, а затем и видеорегистратор, потом радар-детектор.
И если на раньше полицией применялись излучающие устройства – радары, то сегодня контроль становится все более незаметным. Применяются новые частоты, а потом и вовсе перешли на безрадарные технологии фиксации скорости типа Автодории.
Vizant 750GST имеет “на борту” весь необходимый для защиты водителя арсенал: регистратор с высоким качеством записи, возможность поворачивать объектив, фиксация параметров движения. Все необходимые инструменты для разбора полета и защиты в суде. Причем, скорость движения и место фиксируется регистратором по данным встроенного GPS.
Еще одна функция, характерная для дорогих регистраторов – запись кадров, длиной в несколько минут и функция, автоматической защиты от перезаписи отрезка записи, предшествующего удару, определяемому по датчику удара.
Радар-детектор обнаруживает все, что есть в руках у дорожных полицейских. О частотах используемой на наших дорогах радарной техники мы подробно говорили ранее. Естественно, все эти частоты надежно и «с походом» обнаруживаются устройством (частоты X, K, Ka и лазерный детектор). Надежное обнаружение «Стрелки» всегда было сильной стороной бренда Vizant.
Прошлый шедевр от компании Визант (vizant-730st) имеет право на Оскар в своей категории, т.к. будучи регистратором и радар-детектором одновременно, имел уникальную для такого комбайна способность замечать на дорогах все, что может охотиться на водителя. Уже тогда умельцы из Византа закамуфлировали от вандалов то же самое устройство под зеркало заднего вида и Vizant 750, 750ST казались вершиной эволюции. Vizant 950k (Визант 950к) новый девайс в формате зеркала заднего вида.
Из претензий к 730st, которые обсуждались у меня в блоге тогда, был только форм-фактор – оглядало, занимающее солидную часть видимого водителем пространства лобового стекла. В дальнейшем я мог ожидать только уменьшения габаритов зеркала и отслеживания брендом очередных затей придорожной полиции. Особенности и функционал зеркала vizant 950k: →
Vizant 950, попавший мне в руки этой осенью, с виду – тоже самое зеркало. Было любопытно его пощупать и покусать со всех сторон. Этот девайс концептуально отличен от 730го комбайна.
Устройство, дополняющее современный автомобиль (который и сам становится вытокотехнологичным электронным девайсом) вынужденно эволюционировало. Теперь мы имеем дело не с комбинацией радар-детектора с регистратором, а с планшетом на Android, в форме зеркала заднего вида.
Концепция нового зеркала Vizant 950
Очень сложно решить, нравится ли оно мне в этой реинкарнации.
Дизайн приличный (включая набор сложных интерфейсов), легко крепится поверх штатного зеркала, подключается легко (я пользовал вариант, вставляя штекер в прикуриватель).
Теперь прибор несет «на борту» все, что может предложить автомобильная электроника, еще не встроенная в саму тележку: навигатор, мультимедийное устройство – развлекательный центр, парковочную камеру заднего вида, бортовой компьютер, hands free-телефонное устройство, хитроумное охранное устройство с GPS-маячком.
Короче, в нем есть все. Однако, взамен этот шедевр микроэлектроники потерял устройство активного обнаружения радарных устройств, пытающихся поймать водителя на нарушении скоростного режима.
Этот вариант «антирадара» давно и хорошо освоен производителями софта мобильных устройств – карта, на которой отмечены все места возможного присутствия радарных устройств и подача сигнала при нахождении в рискованной близости от таких мест. Уcтройство не обнаруживает радар, вместо этого GPS-приложение сообщает о тех местах, где кто-то когда-то замечал, или подозревал работающий радар (или его макет).
Производитель обещает «на очень привлекательных условиях» снабдить радиолу настоящим активным антирадаром (850ST – это свежая версия известного 730го комбайна), который, собственно, один и имеет право называться «радар-детектором».
Видеорегистратор Визант 950к и его возможности
Будем считать, что Вы не собираетесь выходить за рамки скоростного режима. Правильно, целее будете.
Восемь мегапикселов и Full HD позволяют монтировать из сохраненного в памяти зеркала не только таймлапсы, но художественные фильмы. Думаю, мы их увидим в недалеком будущем.
Стоит упомянуть другие возможности этого планшета-зеркала. Начнем с навигации. Вот уже несколько лет не представляю передвижения без карты-навигатора с указанием пробок в режиме реального времени. Самыми удобными мне представдяются Яндекс-навигатор и Гугл-мэпс. Первый есть в зеркале и уже предустановлен. Кроме него есть и полуфабрикат «Навитела», но для его активации требуется выполнить такое количество плясок с бубнами, которое мне оказалось не под силу.
Еще одна особенность зеркала – оно оживает только при наличии интернета. Сим-карта с оплаченными месяцами продавцом не предусмотрена. Пришлось купить. Возможен еще вариант организации «раздачи вай-фая» от смартфона. Но моим стареньким айфоном вай-фай не раздается (на нищебродов не рассчитано). Блютус позволяет пользоваться прелестями hans-free, что мне очень нравится.
Обещание светлого будущего – возможность диагностики автомобиля (протокол OBDII, разъем в комплекте) и вывода данных “на зеркало” хоть по блютусу, хоть вайфаем. Такая опция дорогого стоит. Можно анализировать ошибки, подаваемые системами автомобиля на диагностический разъем. Можно загрузить журнал ошибок, сохранить его, сбросить ошибки.
Эта опция требует глубокого понимания механики работы с автоадаптером. Следовательно, тоже не для блондинок. Но светлые перспективы налицо – зеркало может сильно расстроить жадных механиков в официальных дилерских центрах, позволяя идентифицировать и “сбрасывать” ошибки самостоятельно. Хотел бы я дожить до этих времен.
Для блондинок классная опция – подключение к монитору зеркала камеры заднего вида. По тест-драйвам дорогих машин знаю, насколько это удобно. И всегда удивлялся, почему эти копеечные функции не встроить в дешевые массовые машины? Должно экономить ежегодно приличные суммы на ремонте мелких парковочных вмятин на задних крыльях и крышке багажника.
Неплохая идея встроить в чудо-зеркальце GPS-антиэвакуатор. Это не то, что не даст увезти машину, но то, что будет орать на любой прописанный смартфон: «Хозяин! Меня увозят! Уже везут! В направлении Можайска!». Хотя, насколько я понимаю, основа эффективности противоугонных устройств в их скрытости от угонщика. Найти эвакуированную городскими службами машину такое зеркало поможет.
Удобным оказался аудиорежим развлекательного центра (я в дороге слушаю аудиокниги и аналитические подкасты) можно звук грузить не в магнитолу и не в смартфон, а в приспособленное для этого зеркало. На самом деле, на зеркало можно качать видеоклипы из интерента.
8 гБ встроенной памяти Частично заняты системными файлами (1гБ), на 4гБ пишутся файлы видеорегистратора. На остающиеся 3 гига можно качать игры и играть в шахматы, стоя в бесконечной пробке (5 дюймовый монитор зеркала занимает половину оглядала, да еще и активен!).
Но по инету можно не только играть в компьютерные игры, вполне можно и общаться по скайпу (для такой опции надо будет еще одну камеру встроить глазом к себе). Повелителем, если не интернета, то телефона Вас делает голосовое управление, еще одна удачная фишка.
Выводы — пользовательский отзыв
Генри Каттнер в повести «Робот-зазнайка» пишет о космически-дорогом и феноменально совершенном роботе, сконструированном для открывания пивных банок. Феноменальное зеркало может быть и игровой приставкой. Процессору под силу все, что может компьютер.
В итоге размышлений о том, не стоит ли поменять старый надежный смит-вессон от того же производителя — Vizant 730 на это четырехъядерное чудо, решил пока не торопиться. Мой вывод – Vizant 950 устройство для гиков. Лучше всего его должны воспринять неутомимые любители Андроидной платформы, не сторонящиеся шаманской романтики. Я пользователь не того микропроцессорного поколения, которое торопится менять гаджеты один за другим, привыкаю к хорошим устройствам и тяжело с ними расстаюсь. Оставлю себе старый добрый Vizant 730…
К сожалению, мы так и не написали, сколько стоило наше путешествие по России до Владивостока и обратно. Но я подумал что этот фильм может помочь ответить на этот вопрос.
В этом фильме рассказывается о следующем:
Сколько стоит путешествие на автомобиле по России.
Мы много писали о дорогах России и не только. Недавно Виктор Борисов (aka Виктор Профессор) посетил ГБУ (Городское бюджетное учреждение) «Автомобильные дороги» и написал хороший репортаж о том как это делают в Москве. Все фото и текст Виктора Борисова.
ГБУ (Городское бюджетное учреждение) «Автомобильные дороги» — крупнейшая организация дорожно-коммунального хозяйства по комплексному обслуживанию автомобильных дорог города Москвы. В настоящий момент на балансе учреждения находится более 32 миллионов квадратных метров площадей городских дорог, что составляет более 30% от общей площади всех дорог столицы.
Сегодня я предлагаю познакомиться с новейшими техническими решениями, которые уже используются в работе, а также узнать как и зачем моют дороги летом и чистят зимой. Поехали!
История Тулы таит в себе множество загадок, несмотря на то, что находится «под носом» у Москвы. Начиная от названия и заканчивая тем, что пограничный город стоит не на том берегу реки. И самая главная: откуда же в Туле столько кузнецов?
Когда была основана Тула?
Мал городок, да старше Москвы на годок — говорят в Туле. Первое упоминание о Туле в Никоновской летописи значится в 1146 году:
«…князь же Святослав Ольгович идее на Рязань, и был в Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону».
Несмотря на сомнения историков в подлинности этой записи, 1146 считается годом основания Тулы. Однако, первое достоверное упоминание о Туле содержится в договоре 1382 года между Московским князем Дмитрием Донским и князем Рязанским Олегом Ивановичем. Поскольку в то время эти земли были уже под Ордой, это фактически означало решение о передаче Тулы Рязани. Позже Тула много раз переходила от Рязани к Москве и обратно, пока окончательно не вошла в состав Московского княжества.
История названия Тула
Самая распространенная версия происхождения названия Тулы — от речки Тулица, впадающей здесь в Упу. Однако, обычно имена с уменьшительным суффиксом -ца, наоборот, получали реки по названию города. Другая версия гласит, что название Тула происходит от слова «затулье», то есть, «потаенное, укромное место». Некоторые гипотезы возводят «Тула» к латинскому Thula — «далекая», но это явно ложный след.
Интересна теория тюркского происхождения имени Тула. В старотюрских языках «тула» означает «брать силой, отнимать». Возможно, Волжская Булгария — могучая соседка Москвы — захватила силой небольшой славянский поселок и построила там крепость.
Также можно усмотреть сходство гидронима «Тула» с тюркскими названиями: тувинское слово тулаа означает «болото», «топь», хакаское тула — «болотная кочка», шорское тула означает «запрудить воду». В Новосибирской области есть река Тула (приток Оби), текущая из болота.
Ранняя история Тульского края
Славянские племена вятичей на территории среднего течения Оки появились в 7-9 веках. Они пришли туда по рекам с юго-запада и расселились по их берегам. К моменту прихода этих племен там уже проживало угро-финское население — мордва, которое позже растворилось среди славянского. До сих пор в названиях топонимов и гидронимов встречаются угро-финские названия, что характерно для всей Залесской Руси.
Вятичи занимались охотой и сбором даров леса. Земледелие поначалу было подсечное, поэтому после истощения почв приходилось идти дальше. Позднее эти племена освоили пашенное земледелие и начали разводить домашних животных. В хозяйстве они использовали железные топоры, сохи, серпы, что указывает на развитое кузнечное дело. Вятичи сохраняли язычество достаточно долго, скрываясь в глухих лесах.
Жили вятичи в полуземлянках, над землёй возвышались двускатные крыши, покрытые мхом. Печь топилась по-черному. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни — городища — были окружены глубокими рвами и валами. Позднее вятичи стали строить срубы, которые часто возводились в два этажа. Одна из стен сруба нередко служила крепостной стеной.
В 9-10 веке вятичи платили дань Хазарскому каганату. После падения каганата и вплоть до конца 11 века их племена сохраняли независимость.
Недалеко от Тулы находился город Дедилов (сейчас село Дедилово). Многие историки считают, что это легендарнная столица вятичей. По всей видимости, Дедилов был центром производства метала, поскольку возле него имеются залежи железной руды, и именно отсюда переселили мастеров железного дела в саму Тулу.
Кроме того, через Тулу проходила дорога в Крым — Муравский шлях — откуда везли вина, шелка и другие заморские товары. Впоследствии город стал важным оборонным центром и центром производства оружия.
История возникновения города Тула
Скорее всего, поселение на месте Тулы было основано рязанскими князьями, которые в конце 11 — начале 12 веков владели этими землями. Поселение предназначалось для гарнизона, собирающего дань с вятичей, которые жили в густых окрестных лесах. При впадении Тулицы в реку Упу возвели дубовый острог. Таким образом, первая крепость стояла по другую сторону Упы. В. А. Левшин в «Историческое, статистическое и камеральное описание городов Тульской губернии» издания 1807 года пишет:
И не на том месте была древняя Тула, где находилась впоследствии и где стоит ныне. В настоящей окружности города есть место, до днесь называемое городищем, которого, впрочем, не осталось никаких признаков, кроме названия. Место сие находится на правой стороне реки Упы при устье речки Тулицы, где ныне оружейный завод, при названии заводской церкви всегда прилагают слово «на городище». Жители Тулы по преданиям уверяют, что в старину был город на этом месте.
Тульский деревянный острог
Московский князь Василий Иванович III в 1507 году повелел насельцам Старого городища оставить его и заложить дубовый острог на другом берегу Упы. Новый деревянный острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками и был закончен в 1509 году.
Стена острога начиналась в районе нынешнего Зареченского моста. Там находились Никольские ворота. Далее стена шла по линии современной Советской улицы до Крапивенской башни (нынешнее пересечение с проспектом Ленина). Крапивенские ворота — огромная шестигранная четырехъярусная башня высотой 13,8 м и диаметром 7,6 м со смотровой дозорной вышкой на шатровой крыше. Другие башни острога были трехъярусными квадратными, высотой около 9 метров. Все проездные башни имели смотровые башни, глухие — нет. К деревянным стенам примыкал ров шириной около 10 м и глубиной 2,5 м.
От Крапивенских ворот начинался древний земляной вал Завитай высотой 4,5 м и шириной около 8 м. Вал имел несколько сильно выступающих бастионов. Проезды в нем защищали три рубленые деревянные башни высотой 6,7 м, квадратные в основании. Вал проходил по Завальской улице (теперь Советская) и заканчивался у берега Упы Троицкими воротами. Отсюда вновь начиналась дубовая стена, которая шла вдоль всего берега Упы до Никольских ворот.
Посадские деревянные укрепления Тулы долгое время являлись границей города и служили домом для всех туляков. Они простояли до 1741 года, когда стены были разобраны за ветхостью, а земляные валы срыты.
Каменный Тульский кремль
В 1514 году внутри острога начинают строить уже «каменный город». Форма его крайне проста — простой четырехугольник. Фундамент и нижняя часть сложены из белого камня, верх достраивался кирпичом. Возможно, белого камня не хватало, поэтому где-то его положили больше, а где-то меньше.
В стиле города уже чувствуется сильное влияние итальянских мастеров, которых, как считается, привезли туда из Москвы после постройки Московского кремля. Длина стен Тульского кремля чуть больше километра, высота стен 10 метров. Сохранились все 9 башен, из них 4 круглые, остальные квадратные.
Пограничный город Тула
Тула долгое время оставалась Золотоордынским улусом, по всей видимости, независимым от Москвы. Затем после падения Золотой Орды Тула стала форпостом на границе с бывшими частями Орды: Крымского, Астраханского и Казанского ханств.
За Тулой начиналась Великая Степь, по которой свободно перемещались мобильные отряды, разорявшие поселения. Когда передовые караулы в степи предупреждали о появлении отрядов, ратники выходили на берег Оки. Начиная с 1569 г., им приходилось выходить на Оку каждый год. После Благовещенья полки «конны, людны и оружны» становились в городах Серпухов, Таруса, Кашира, Калуга, Коломна и несли караул. Если же нашествия за лето не было, то осенью отряды уходили на зимние квартиры. Зимой граница так тщательно не охранялась, поскольку в это время года степи были непроходимы для всадников.
Линия обороны заканчивалась в Коломне, так как в тех местах реку вброд было не перейти. От Коломны до Калуги все броды охранялись и в их дно были вбиты колья.
Тульская Засечная Черта
Одновременно со строительством Тульского кремля и Острога началось возведение грандиозных линий укреплений — засек. Они состояли из ряда укрепленных городов, соединенных между собой непрерывной чередой валов и рвов, а в зонах густого леса — засечных полос. На лесных участках шириной от 50 до 100 метров деревья подрубали и заваливали в сторону неприятеля, но не отрубали их от корней. Вершины этих деревьев заостряли, а ветки сплетали и связывали веревками из коры. Растащить такой завал было невозможно. Пройти его было очень сложно не то что на коне, но и пешему. В проходах ставились укрепленные башни с воротами.
Набег крымского хана Сафат-Гирея в 1638 г. вынудил ускорить работы по ремонту укреплений на Тульской засечной черте. При царе Михаиле Федоровиче Романове Тульскую засеку продлили от Одоева через Козельск и Лихвин до Перемышля, а с другой стороны — от Венева до Рязани. При царе Федоре Алексеевиче (брате Петра I) засеку еще раз удлинили, и она стала проходить через Крапивну и Каширу. От Тулы до Венева засечная черта удваивалась для для дополнительной защиты Муравского шляха, по которому чаще всего двигались отряды.
Осада Тулы ханом Гиреем и спасение города
В 16 веке Крымский хан Девлет Гирей осаждал Тулу пять раз. Особенно тяжелой была осада 1552 года.
В 1552 году царь Иван IV Грозный пошел на Казань, а союзник Казанского хана Девлет Гирей решил сорвать этот поход и зайти в тыл русскому войску. Русское войско, в которое входил и Тульский гарнизон, к тому моменту уже стояло уже в Коломне. В городе оставалось лишь несколько сот воинов. Со стороны же Девлета Гирея было 30 тысяч людей, включая мощную турецкую артиллерию и отборные отряды турецких янычар. Шансов удержать город силами ополченцев против профессионального войска было очень мало.
21 июня 1552 года неприятель подошёл к Тульскому кремлю и осадил его. Однако, воевода Василий Иванович Тёмкин-Ростовский действовал решительно. Он послал в Коломну за помощью и вместе с городскими жителями стал организовывать оборону.
Поскольку стало понятно, что угроза велика и крымское войско предприняло не обычный набег, а всерьез собралось брать город, Иван Грозный сразу же направил под Тулу значительные силы: полк правой руки Казанской рати во главе с князьями П. М. Щенятевым и А .М. Курбским. Из Рославля был послан отряд князей Пронского и Хилкова, из Колычева — отряд князя Воротынского. За ними должна была выступить и остальная рать во главе с самим Иваном Грозным.
22 июня крымское войско пошло на штурм Тульского кремля. Осадные орудия турков метали раскалённые ядра, в результате чего в городе начался пожар. После первых ударов на штурм ринулись янычары и с гиканьем и криком полезли на стены по приставным лестницам. Восемь часов, до темноты, жители города держали оборону. Женщины и дети тушили пожары, подносили на стены камни, кипящую воду и смолу.
С наступлением темноты Девлет Гирей взял паузу. Защитники города не покинули стен города и оставались там всю ночь. Утром следующего дня крымское войско вновь пошло на штурм. Но тут измотанные туляки увидели клубы пыли на Каширском тракте за Щегловской заставой. Помощь пришла вовремя!
Не ожидавшее такого быстрого подхода войск, крымское войско сняло осаду и начало отступление. Заметив начало отступления врагов, туляки решились на вылазку, что привело к панике в стане врагов:
«И устремишася вси на безбожныя и изыдоша из града не токмо воеводы и воины и вси мужи и жены восприемше мужескую храбрость и младые дети и многих Татар под градом поби и цаорева шурина убиша князя Камбирдея и наряд пушечной и ядра и стрелы и зелие многое, но разорение градное привезенное, взяша православнии».
Взятые пушки и порох пригодились потом при взятии Казани. Девлет Гирей еще несколько раз осаждал Тулу, но так ни разу ее и не взял, а впоследствии был разгромлен в битве при Молодях под Москвой в 1572 году.
Улицы Тулы и их история
Улицы Тулы хранят память о том, чем жил город. Улицы Дульная, Ствольная, Литейная, Заварная, Штыковая, Ложевая, Курковая — по этим названиям можно востановить процесс создания оружия. Мастера жили своеобразными цехами — слободами. Каждая слобода специализировалась на отдельных деталях.
В основном такие цеха располагались в Заречье — районе за Упой. Чулковская слобода была вторым после Заречья районом, где существовало развитое оружейное производство. При этом получалось, что если в Чулково был аналогичный «цех», что и в Заречье, то и улицу называли также. Так, одно время в Туле были две Штыковые и две Заварные улицы.
В начале 20 века Чулковскую Штыковую переименовали в Гармонную, поскольку к этому времени в Чулково мастера уже делали знаменитые тульские гармони. Причем, принцип изготовления оставался прежним: все гармонщики имели свою специализацию. Колодочники делали крышки для гармоней, клапанщики — клапана, наклепщики производили игральные пластины и наклепывали язычки, меховщики делали меха, а сборщики собирали гармони и покрывали их росписями. Кустарное, практически подпольное производство гармоней сохранялось в Чулково до 80-х годов ХХ века, несмотря на то, что в Чулково построили Баянную фабрику.
Улицы Центрального района, к сожалению, не сохранили своих прежних названий и пережили три волны переименований.
Первая волна волна переименований пришлась на конец 19 — начало 20 веков — еще до революции. Рост патриотического сознания привел к появлению в Туле таких улиц, как Гоголевская, Тургеневская, Жуковского, Пушкинская, Пирогова.
Вторая волна произошла в революционные 20-е годы. Тогда и во многих других городах массово переименовывали улицы в честь революционных событий и деятелей. Так появились улицы Болотникова, Дзержинского, Жореса, Каминского, Первомайская, Пионерская, Розы Люксембург, Демонстрации 1903 года и другие. Были даже улицы со странными названиями вроде улицы МОПРа.
Третья волна прокатилась после Великой Отечественной Войны. Они были связаны с Победой в этой войне и различными юбилеями. Так в Туле появились Оборонная, Клюева, Кауля, Дивизионная, Лозинского.
А вот четвертая волна переименований и возвращения старых имен в 90-х годах обошла Тулу стороной. Переименовали лишь несколько объектов. Бывшая Калужская площадь, в советское время бывшая площадью Челюскинцев, в 2007 году стала Крестовоздвиженской. Но так и остался на карте Тулы проспект Ленина — бывшая улица Коммунаров, бывшая Киевская, бывшая Крапивенская. При этом в Туле существует еще и улица Ленина. Так и живет город со своими странными названиями. Кто сегодня вспомнит, что МОПР — это Международная Организация Помощи Борцам Революции, коммунистическая благотворительная организация, созданная по решению Коминтерна? И кто вспомнит, что за демонстрация была в 1903 году?
Песня Улицы Тулы (Тула Оборонная)
Улицы Тулы стали темой песни ставшей Гимном Тулы.
История Оружейного завода в Туле
Демидов и Тула
Никто точно не знает, как Никита Демидов (тогда еще Акинфиев) встретился с царём Петром I. По одной из легенд Никита Демидов стал известен царю после того, как починил дьяку Шафирову его немецкий пистолет. Чинил долго: целых три дня. Когда Шафиров уже был готов растерзать мастера, тот отдал пистолет — он был как новый! Оказалось, что он действительно был новым — точной копией сломанного. Да и немецкий пистолет он, конечно, тоже починил.
Рассказал Шафиров Петру про чудо-мастера, а Петр, проезжая Тулу, заглянул к Никите в кузню. Понравился Никита Петру. Заказал он ему сначала ружья и пушки для Северной войны. Пушки и ружья Демидова не уступали заграничным, но были дешевле. В 1701 году царь приказал отмежевать в собственность Демидова казенные земли и леса для добычи угля. Также он выдал Демидову разрешение покупать земли и крепостных для работы на заводах.
А потом и вовсе как-то спросил, не починит ли тот уральские заводы, как пистоль починил? Демидов принял этот подарок, скорее, как обузу, чем как удачу. Верхотурские железные заводы, устроенные еще при Алексее Михайловиче, он все-таки починил и принесли они ему немало денег и дворянское звание. Но душою Никита Демидов оставался в Туле. Там его и похоронили в Николо-Зарецком храме. Сейчас на этом месте возле Тульского музея оружия находится пантеон-музей Демидовых и памятник знаменитому мастеру. А памятник Петру Алексеевичу стоит напротив, у Казенного Оружейного завода.